Режим дня и здоровье подростка
Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Главным компонентом является труд. Режим жизнедеятельности человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности.
Для вас трудовая деятельность – это образование, которое формирует общую культуру и правильное представление о мире.
Учеными установлено, что у школьников в течение дня наблюдается два подъема работоспособности: с 8 до 12–13 часов и с 16 до 18 часов. Это время – наиболее благоприятное для учебных занятий в школе и при подготовке домашних заданий. Неравномерность нагрузки – спешка в одни периоды и бездеятельность в другие – одинаково вредна. Нагрузка должна распределяться равномерно в течение дня, недели, месяца и года.
Режим обеспечивает правильное сочетание нагрузки и отдыха, переключение с одного вида работ на другой.
Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, то есть любая нагрузка – умственная или физическая – должна быть реальной и соответствовать вашим возможностям.
Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он почувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить нагрузку, либо попытаться увеличить возможности путем тренировки. При планировании любой нагрузки необходимо соблюдать соответствие требований возможностям. Нарушение этого соответствия приводит к стрессу и переутомлению.
Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является профилактикой переутомлений в системе здорового образа жизни.
Примерный режим дня для учащихся 5–8 классов
№
п/п
|
Режимные моменты
|
Время
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Подъем
|
7.00
|
2
|
Утренняя гимнастика, умывание до пояса
|
7.05–7.20
|
3
|
Утренний туалет, уборка спальни
|
7.20–7.40
|
4
|
Завтрак, путь в школу
|
7.40–8.30
|
5
|
Учебные занятия
|
8.30–14.00
|
6
|
Обед
|
14.00–14.30
|
7
|
Подвижные игры на воздухе, труд в школе и дома
|
14.30–16.00
|
8
|
Приготовление домашних заданий
|
16.00 - 18.00
|
9
|
Физический труд, спорт, секции, занятия кружков
|
18.00 - 19.30
|
10
|
Ужин
|
19.30 - 20.00
|
11
|
Свободное время, прогулка перед сном
|
20.00 -20.30
|
12
|
Вечерний туалет
|
20.30 - 21.00
|
13
|
Сон
|
21.00 - 7.00
|
|
|
|
В режиме дня предусмотрен отдых учащихся. Он должен быть не пассивным (лежать, сидеть), а активным: физкультурные паузы на уроке (2–3 минуты), подвижные игры на переменах, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, физический труд (дома, на приусадебном участке).
При определении основных элементов режима дня целесообразно учитывать влияние биологических ритмов человека на его работоспособность.
Биологические ритмы развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).
В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологический ритм. Установлены околосуточные колебания более 300 физиологических функций организма человека. Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 часов
|