Классный час на тему: «Наш главный закон – Конституция»
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско- правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и
правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской
инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать
мнение других и излагать свои мысли.
Задачи:
- воспитание чувства гордости за свою страну;
- развитие интереса к истории России;
- расширение кругозора.
- Познакомить обучающихся с понятием «Конституция» \
- оформить кабинет: столы для соревнующихся, статьи документов на отдельных листах,
проектор, экран для трансляции презентации.
Оборудование: Конституция (для каждого обучающегося), листы ватмана, маркеры.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция.
Стили обучения:
- визуальный (раздаточный материал, схема на доске);
- аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);
- кинестический (моделирование страны, активные передвижения);
- эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).
Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами необычный классный
час. А тему его вы назовете мне сами. Давайте сначала с вами побеседуем. Ответьте
пожалуйста на вопросы:
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Как называют людей, живущих в России? (Россияне)
- Почему к Москве у нас особое отношение? (Столица нашей Родины)
- Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)
- Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?(Президент)
- Форма правления в России? (Республика)
- Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
- Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг )
Сегодня 12 декабря. Скажите, пожалуйста, чем знаменателен этот день для нашей необъятной
страны под названием Россия?
Обучающиеся: День Конституции
Учитель: А кто знает, что такое Конституция?
Обучающиеся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно. Итак, скажите, какой дате мы сегодня посвятим нашу с вами встречу?
Обучающиеся: Дню Конституции.
Учитель: Молодцы!
В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как
устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего
государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения
к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал
всенародным праздником.
Мне бы хотелось сейчас немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была
принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза
Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и
совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя
Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
(слайд 5) Вот как она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на
своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя
исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и
уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность
России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить
благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним
и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию
Российской Федерации».
«Конвенция о твоих правах»
- Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:
— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.
К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
«Права ребенка» с обсуждением.
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.
ВОПРОСЫ:
- Что такое символ? (условный знак, обозначение).
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Где его можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
- Символом чего является белый цвет флага? (мир, чистота, благородство. Этот цвет говорит о миролюбии нашей страны).
- Символом чего является синий цвет флага? (вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей).
- Символом чего является красный цвет флага? (сила. Этот цвет обозначает цвет крови,пролитой за ее независимость).
- Что означает слово «герб»? (вечность, единство всех народов).
- -Рефлексия.Пока подводим итоги, я ребята прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.А напоследок, хочется сказать,Что Родина - это как вторая мать.
- Ее не выбирают и не губят,
-
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!Старинное русское название флага? (стяг).Назовите растение – символ России . (береза).Как называется основной закон России? (Конституция РФ).Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
|